Главная / Новости / Разбираемся "Указ президента РФ о нерабочих днях"

Разбираемся "Указ президента РФ о нерабочих днях"

Разбираемся "Указ президента РФ о  нерабочих днях"

Вечером 25.03.2020 г. опубликован указ президента РФ об объявлении в РФ нерабочих дней, принятый в целях защиты от коронавируса.

Мера распространяется на период с 30.02.2020 по 03.04.2020 года. В эти нерабочие дни зарплата должна быть за работниками сохранена. НО, не очень понятно, в каком размере – президент не оперировал понятием среднего заработка.

Данный указ не распространяется на следующие сферы:

  • больницы и аптеки;
  • торговля продуктами питания и товарами первой необходимости;
  • выполняющие неотложные и "чрезвычайные" работы;
  • организации с непрерывным циклом.

Органы власти и СМИ должны определить численность лиц, обеспечивающих функционирование в указанный период (указ от 25.03.2020 № 206).

У некоторых работодателей возникают вопросы – на основании чего принята такая мера? В самом указе обозначено: "в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия ... и в соответствии со статьей 80 Конституции". Напрямую в указанной статье подобные меры не предусмотрены (ни в действующей редакции, ни в будущей новой), однако, возможно, отсылка к статье 80 относится к обеспечению функционирования органов власти, за которое согласно этой статье отвечает президент.

Кроме того, полномочия президента по защите населения от чрезвычайных ситуаций прописаны в статье 8 закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В частности, гарант "принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций". Возможно, именно на эту норму и опирается принятый указ.

Кстати, согласно статье 5 ТК трудовое законодательство включает указы президента как иные акты по трудовому праву.

Что сдистанционными работниками?

Как ни странно, указ не делает никаких исключений для дистанционных работников и тех, кто переведен на удаленный режим согласно последним рекомендациям Минтруда. Таковые в принципе никакой опасности заражения не подвергаются и угрозой для окружающих не являются, однако вправе ли работодатели требовать работы от дистанционщиков в обход президентского указа?

С позиций того, что это не будет нарушением ни в части санэпид-благополучия, ни в части защиты от ЧС – вероятно, вправе. Но с позиций статьи 5.27 КоАП такое привлечение к работе может привести и к штрафу как нарушение "иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права". Юрлица рискуют суммой в 30-50 тысяч рублей, должностные и ИП – 1-5 тысяч. Можно решить, что выгоднее. Но надежнее будет дождаться официальных разъяснений того же Минтруда.

Как рассчитать размер сохраняемой заработной платы и оплаты тех кто работает?

Как уже отмечалось, не понятен размер сохраняемой зарплаты – ведь трудовое законодательство на случаи сохранений обращается к понятию среднего заработка. Таковой в указе президента не упоминается. Вероятно, на этот счет также последуют разъяснения ведомств.

Еще один вопрос, который возникает сразу же – как должен оплачиваться труд тех, кто в течение следующей недели останется при работе: в двойном размере или в одинарном? Ответ кроется в статье 153 ТК: двойной размер оплаты положен лишь трудящимся в выходные и нерабочие праздничные дни. Президентсикй указ оперирует понятием "нерабочие дни" – это и не выходные, и не праздничные, значит, двойной оплаты никому не светит.

Годовая отчетность как быть?

Неделя "президентских отгулов" не сдвигает сроки сдачи налоговых деклараций и прочей отчетности, приходящиеся на период с 30.03 по 3.04 – ведь согласно статье 6.1 НК перенос срока на ближайший рабочий день касается лишь случаев, когда последний день приходится на выходной или нерабочий праздничный день.

Теги выходные аудит сроки отчетность
Комментарии

Комментариев пока нет