Разбираемся "Указ президента РФ о нерабочих днях"
Вечером 25.03.2020 г. опубликован указ президента РФ об объявлении в РФ нерабочих дней, принятый в целях защиты от коронавируса.
Мера распространяется на период с 30.02.2020 по 03.04.2020 года. В эти нерабочие дни зарплата должна быть за работниками сохранена. НО, не очень понятно, в каком размере – президент не оперировал понятием среднего заработка.
Данный указ не распространяется на следующие сферы:
- больницы и аптеки;
- торговля продуктами питания и товарами первой необходимости;
- выполняющие неотложные и "чрезвычайные" работы;
- организации с непрерывным циклом.
Органы власти и СМИ должны определить численность лиц, обеспечивающих функционирование в указанный период (указ от 25.03.2020 № 206).
У некоторых работодателей возникают вопросы – на основании чего принята такая мера? В самом указе обозначено: "в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия ... и в соответствии со статьей 80 Конституции". Напрямую в указанной статье подобные меры не предусмотрены (ни в действующей редакции, ни в будущей новой), однако, возможно, отсылка к статье 80 относится к обеспечению функционирования органов власти, за которое согласно этой статье отвечает президент.
Кроме того, полномочия президента по защите населения от чрезвычайных ситуаций прописаны в статье 8 закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В частности, гарант "принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций". Возможно, именно на эту норму и опирается принятый указ.
Кстати, согласно статье 5 ТК трудовое законодательство включает указы президента как иные акты по трудовому праву.
Что сдистанционными работниками?
Как ни странно, указ не делает никаких исключений для дистанционных работников и тех, кто переведен на удаленный режим согласно последним рекомендациям Минтруда. Таковые в принципе никакой опасности заражения не подвергаются и угрозой для окружающих не являются, однако вправе ли работодатели требовать работы от дистанционщиков в обход президентского указа?
С позиций того, что это не будет нарушением ни в части санэпид-благополучия, ни в части защиты от ЧС – вероятно, вправе. Но с позиций статьи 5.27 КоАП такое привлечение к работе может привести и к штрафу как нарушение "иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права". Юрлица рискуют суммой в 30-50 тысяч рублей, должностные и ИП – 1-5 тысяч. Можно решить, что выгоднее. Но надежнее будет дождаться официальных разъяснений того же Минтруда.
Как рассчитать размер сохраняемой заработной платы и оплаты тех кто работает?
Как уже отмечалось, не понятен размер сохраняемой зарплаты – ведь трудовое законодательство на случаи сохранений обращается к понятию среднего заработка. Таковой в указе президента не упоминается. Вероятно, на этот счет также последуют разъяснения ведомств.
Еще один вопрос, который возникает сразу же – как должен оплачиваться труд тех, кто в течение следующей недели останется при работе: в двойном размере или в одинарном? Ответ кроется в статье 153 ТК: двойной размер оплаты положен лишь трудящимся в выходные и нерабочие праздничные дни. Президентсикй указ оперирует понятием "нерабочие дни" – это и не выходные, и не праздничные, значит, двойной оплаты никому не светит.
Годовая отчетность как быть?
Неделя "президентских отгулов" не сдвигает сроки сдачи налоговых деклараций и прочей отчетности, приходящиеся на период с 30.03 по 3.04 – ведь согласно статье 6.1 НК перенос срока на ближайший рабочий день касается лишь случаев, когда последний день приходится на выходной или нерабочий праздничный день.
Комментариев пока нет