Главная / Статьи / О МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ДОМЕННЫХ ИМЕН

О МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ДОМЕННЫХ ИМЕН

О МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ДОМЕННЫХ ИМЕН

Методология содержит все формулы, модели и корректировки, необходимые профессиональному оценщику для определения рыночной стоимости доменных имен, а также позволяет пользователю Методологии, не являющемуся профессиональным оценщиком, выполнить расчет стоимости самостоятельно. Поскольку доменные имена доменных зон .RU и .РФ относятся преимущественно к русскому сегменту Интернета, а следовательно, чаще предназначены для привлечения русскоязычной аудитории, рекомендуется, чтобы пользователь Методологии являлся носителем русского языка.

Приведенные в Методологии модели и выводы основаны на анализе цен сделок купли-продажи доменных имен второго уровня. Исходной базой данных для анализа ценообразования на рынке доменных имен послужила конфиденциальная база данных о сделках, совершенных на вторичном рынке доменных имен в доменных зонах .RU и .РФ. Основным результатом произведенного анализа стали математические модели, описывающие зависимость цен доменных имен от ценообразующих факторов. При построении моделей учитывался мировой опыт оценки доменных имен, а также проводились консультации с экспертами российского рынка.

Доменные имена имеют разные характеристики, которые оказывают значительное влияние на их итоговую рыночную стоимость. В процессе разработки Методологии были выявлены следующие наиболее значимые ценообразующие параметры:

– наличие смысловой составляющей в доменном имени;

– количество символов;

– наличие дефиса;

– доля чисел среди символов доменного имени;

– доля гласных букв среди символов доменного имени;

– количество поисковых запросов, соответствующих доменному имени;

– численность и уровень доходов населения города, указанного в доменном имени;

– срок с момента выставления домена на продажу.

Предложены два основных метода определения стоимости доменных имен. Домены, имеющие смысловую составляющую, оцениваются модифицированным сравнительным подходом. Домены, не имеющие смысловой составляющей, а также домены, соответствующие малоизвестным брендам/товарным знакам, оцениваются с применением древовидных алгоритмов (decision tree). Апробация предложенных методов на реальных сделках купли-продажи доменных имен подтвердила эффективность использования предложенных методов.

Также была проанализирована возможность применения доходного и затратного подходов к оценке рыночной стоимости доменных имен.

Доходный метод может применяться при оценке рыночной стоимости доменных имен в том случае, если доменное имя соответствует товарному знаку, известному широкой аудитории, а также имеет четкую привязку к определенному продукту, товарному знаку или бренду, и может быть использовано как мощный канал реализации. Стоимость доменного имени как нематериального актива в таком случае является существенной и будет зависеть от величины ожидаемого денежного потока, который может быть сгенерирован посредством использования доменного имени. Рыночная стоимость таких доменов не может быть определена на основе разработанных в Методологии моделей и корректировок, поскольку расчеты должны базироваться на индивидуальных прогнозных данных. В таком случае алгоритм расчета рыночной стоимости будет приближен к методологии оценки нематериальных активов доходным подходом. Таким образом, Методология не подходит для оценки доменных имен, соответствующих товарному знаку, известному широкой аудитории.

От затратного подхода при оценке стоимости доменных имен было принято решение отказаться, так как фактические затраты на покупку доменного имени являются незначительными и слабо коррелируют с рыночной стоимостью доменного имени на вторичном рынке.

Полный текст Методологии оценки доменных имен представлен в открытом доступе по адресу https://app.cctld.ru/KC_buklet_2020.pdf

Теги методология оценки
Комментарии

Комментариев пока нет